Концепция, миссия и ценности
Концепция, миссия и ценности

Nota School - демократическая школа

Это значит, что ребенок имеет право голоса и влияет на окружающую его действительность.

Для этого в школе есть демократические органы управления:

  • Школьный Совет - сюда дети могут вносить предложения и участвовать в обсуждениях и голосованиях по важным вопросам. Это учит их ответственности и активной гражданской позиции.
  • Рассудительный Комитет - дети разрешают конфликтные и спорные ситуации, обеспечивая справедливость и порядок в школе.
Концепция Nota School

В Nota School мы уверены, что каждый ребенок уникален и заслуживает индивидуального подхода, который учитывает его особенности и интересы. Наша концепция базируется на трех ключевых принципах: академическое образование, наставничество и творческая демократическая среда.

В NOTA school мы верим, что каждый человек является творцом, и у каждого человека есть способности к творчеству. Поэтому нашей основной задачей является не поиск отдельных "талантов", а создание правильных условий и правильной атмосферы, для того, чтобы все наши дети смогли реализовать свой творческий потенциал.

Чтобы открыть в детях творчество мы фокусируемся на трёх основных условиях: 1) свобода выбора, 2) умение экспериментировать и 3) чуткая (но не навязчивая) поддержка со стороны взрослых.

1) Свобода выбора позволяет ребенку найти то, что интересно именно ему. Все дети по своей природе любознательны, все дети хотят учиться и исследовать мир вокруг себя. Свобода выбора позволяет ребенку почувствовать, что он сам отвечает за собственное образование.
Демократические порядки в школе учат детей тому, что его голос важен, и он может менять мир вокруг себя.

2) Умение экспериментировать позволяет избавиться от основной преграды к творчеству - страха перед ошибкой. Творчество, да и вообще большинство задач в нашей жизни, воспринимается человеком как что-то очень важное и серьезное, а следовательно возрастает и риск, связанный с неудачей. В Nota School мы вообще не просим детей заниматься важными и серьезными задачами - вместо этого мы просим их проводить как можно больше экспериментов. А эксперимент по своему определению подразумевает высокую вероятность неудачи. В результате, дети проводят всё больше экспериментов, учатся на своих ошибках и продолжают экспериментировать. О чем они не подозревают, так это о том, что, на самом деле, занимаются настоящим творчеством.

Свобода и творчество в нашей школе происходят в четких и понятных детям границах правил и дисциплины, так же как и учебный процесс.

3) Чуткая поддержка со стороны взрослых необходима на всех стадиях учебного процесса. Преподаватели помогают с правильной постановкой задач, с определением конечного результата, в поиске необходимых ресурсов и закреплением четких сроков. Да, дети являются движущей силой своего образования и основная инициатива принадлежит именно им, но роль преподавателя становится, на самом деле, еще важней. Она смещается с того, чтобы давать информацию и пытаться всеми способами контролировать её усвоение, к гораздо более сложной, но при этом и более благородной задаче - быть ментором, и не с помощью уговоров, а своим личным примером, своей увлеченностью тем или иным предметом, зарождать в ребёнке любовь к знаниям.
Концепция организации в целом. Философия Лин.

Мы верим в будущее Лин-организаций. В основе Лин-организации лежит глубокое уважение к человеку и ресурсам, а все процессы направлены на непрерывное совершенствование.

В Лин-организации иерархии либо нет, либо она имеет не первостепенное значение, так как большинство решений принимается не руководством, а обычными сотрудниками. Лидер такой организации доверяет своим сотрудникам и своей основной задачей видит именно развитие сотрудников. Он также верит в силу маленьких шагов и небольших улучшений, которые, если делать их регулярно, приводят к большим и значимым результатам.

Одно из главных преимуществ Лин-культуры в том, что она добавляет творчество в любую работу. Даже если сама работа не отличается особым разнообразием (а такого нельзя сказать про школы), тот факт, что люди не просто исполняют работу, а постоянно ищут способы её улучшить, делает весь процесс невероятно творческим.

Подробнее о Лин можно прочитать здесь.


Почему мы решили применить Лин в школе?

Во-первых, мы считаем, что Лин-подход может помочь трансформировать казахстанское образование. Самой большой проблемой в образовании сейчас являются кадры - качественных кадров не хватает. Мы считаем, что Лин-подход может решить эту проблему, потому что Лин-организация является в первую очередь постоянно обучающейся структурой. Коллектив школы, которая активно применяет Лин, постоянно совершенствуется и представляет собой наилучшую атмосферу для профессионального развития. В будущем наши сотрудники будут открывать свои Лин-школы, организации или их будут приглашать для помощи в трансформации уже существующих.

Во-вторых, мы уверены, что Лин окажет невероятное влияние на наших учеников. Точно так же, как и наши преподаватели, которые помогут трансформировать казахстанское образование, наши ученики станут катализаторами трансформации во всех остальных областях науки, культуры и промышленности. То, как в данный момент устроено наше государство, является отражением того, как устроены наши организации. В подавляющем большинстве из них руководство не прислушивается и не уважает мнение своих сотрудников, у людей отсутствует мотивация и вовлеченность, и качество работы, ожидаемо, оставляет желать намного лучшего. Теперь представьте, если такие структуры одна за другой начнут заменяться организациями, в основе которых будут лежать Лин-принципы. А если подобных Лин-очагов станет достаточно много, то это будет иметь трансформирующий эффект и в масштабах целого Казахстана. Именно таким мы видим будущее нашей страны, и ради этого делаем свою работу.
Миссия Nota School
Создавать сообщество скромных творческих людей, оставляющих после себя лучше.
Наши ценности
Во что мы верим

О детях:
  • Все дети являются творческими
  • Все дети любопытны, страстно желают изучать новое, в них от природы заложено умение учиться.

Об образовании:
  • Образование - это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь.
  • Лучшее обучение происходит во время игры.
  • Как и настоящая игра, которая возможна, только если участники играют добровольно, так и обучение возможно только в случае, если оно происходит по собственному выбору.
  • Образование будет успешным только, если ответственность за него лежит на ребенке. А ребенок только тогда будет чувствовать ответственность за свое образование, если он сам выбирает, что изучать (во что "играть").

О школе:
  • Основные знания лежат вне школы.
  • Основная задача учителей не учить, а помогать детям в их самостоятельном обучении.
  • Школа должна учить детей обходиться без школы.

О творчестве:
  • Творчество доступно всем. Каждый ребенок/человек является творческим.
  • Творческое мышление ничем не отличается от обычного мышления.
  • Творчество является результатом долгой кропотливой работы и большого количества итераций и исправлений, а не внезапного волшебного озарения.
  • Ошибки являются неотъемлемой и очень важной частью творческого процесса. Очень естественно отношение, при котором ошибки являются чем-то сильно нежелательным, и чем-то, чего нужно избегать во что бы то ни стало. При этом неимоверно важно выработать культуру, в которой будет правильное отношение к ошибкам: они не только неизбежны в любом творческом процессе, служа своеобразным доказательством, что работа "кипит", но и являются очень полезным материалом, который помогает человеку и/или организации становиться умнее/сильнее.